Проблемы лесопромышленного комплекса Украины и пути их преодоления

29 апреля 2014 года в представительстве Всемирного банка в Киеве состоялся круглый стол, посвященный проблемам лесопромышленного комплекса Украины и путям их преодоления. Круглый стол был проведен в рамках программы «Правоприменение и управление в лесном секторе стран Восточного региона действия Европейского инструмента соседства и партнерства-2 (ФЛЕГ-2)"

Среди участников круглого стола были представители профильных государственных ведомств, народные депутаты, бизнесмены, ученые, эксперты, представители общественных организаций, СМИ.

Участникам круглого стола было представлено два доклада: «Анализ потенциала деревообрабатывающего сегмента лесного сектора Украины и выявление факторов, тормозящих его инновационный развитие» (Сергей Сагаль, президент ассоциации мебельных деревообрабатывающих предприятий и организаций Украины «Мебельдеревпром») и «Первоочередные меры по совершенствованию правил торговли круглым лесом на лесном рынке Украины» (Валерий Подкорытов, директор «ООО Ванеса»).

 

С вступительным словом в ходе круглого стола выступил национальный координатор программы ФЛЕГ-2, первый заместитель Председателя Госсельхозинспекции Юрий Марчук.

В своем выступлении Юрий Марчук отметил, что согласно расчетам каждый заготавливаемый в Украине кубический метр древесины обеспечивает работой 10 человек. В 60-х и 70-х годах в Украине ежегодно перерабатывалось 48 млн. куб. м древесины, т.е. в три раза больше, чем ее заготавливается сейчас. Это позволяло полностью обеспечить Украину мебелью собственного изготовления. В то же время за прошедший период накопилось очень много структурных проблем. В 50-х – 60-х годах в Украине ежегодно засаживалось лесом около 300 тыс. га, сегодня – около 30 тыс. га. Через 10-20 лет это может привести к тому, что периоды пиковой заготовки древесины могут смениться периодами резкого спада заготовки древесины. У нас сегодня есть конкурентоспособная древесина – это хвойные породы и некоторые твердолиственные породы, а есть продукция, которая пользуется низким спросом. Например, граб или твердолиственное техсырье. Украина характеризуется разными климатическими зонами, которые существенно влияют на характеристику и качество выращиваемого леса. Так, если в Полесье мы рубим хвойный лес в возрасте 80 лет, то в Херсонской области он начинает сохнуть в 50 лет. Лес начинает сохнуть и в других регионах, где возникает необходимость в ее срочной рубке, иначе она пропадет. Чтобы заготавливать дешевую древесину в горах, нужно строить дороги. При сегодняшней экономической ситуации государство вряд ли возьмет на себя финансирование строительства новых лесных дорог. Кроме того, в сохнущих лесах появляются лесные вредители, борьба с которыми создает дополнительные проблемы для лесного хозяйства. В этих непростых условиях и с учетом того, что рынок формирует цены, выше которых не прыгнешь, а затратная часть лесохозяйственных предприятий растет, возникает вопрос как все это учесть в уже сложившейся себестоимости реализуемой древесины и как эффективно организовать работу на лесном рынке. С другой стороны, есть проблемы и в деревообрабатывающем секторе нашей экономики. Сегодня ни одна компания не зайдет на рынок деревообработки, если она не будет иметь четкого представления о возврате вложенных средств за период амортизации оборудования, а это в среднем 5-6 лет. У нас есть много деревообрабатывающих компаний, ориентированных на экспорт, где рынок тоже не простой и со своими проблемами, связанными с колебаниями курсов валют, логистикой, имеются проблемы, связанные с импортом и транспортом. Поэтому вопрос проблем лесопромышленного комплекса Украины очень глубокий и требует стратегического подхода к его реформированию. Более того, их решение его без кластерного подхода вряд ли возможно. Нужны объединенные усилия на местах лесохозяйственных объединений, их собственной переработки, других предприятий деревообработки с целью выработки единого подхода к решению имеющихся проблем, особенно в ходе формирования новой власти на местах, которое сейчас проходит. Сегодня ни одна отрасль: ни лесная, ни деревообрабатывающая самостоятельно друг без друга не выживут. Конфронтация, которая сегодня наблюдается в политике, в экономическом секторе недопустима.

Заместитель председателя Гослесагентства Украины Виталий Атаманчук в своем выступлении также отметил, что сегодня ни лесная, ни деревообрабатывающая отрасли не могут выжить в одиночку. Если во взаимоотношениях представителей этих отраслей будут преобладать амбиции одной из сторон, то у нас вообще ничего не выйдет. Поэтому уже прошедшие недавно круглые столы в Гослесагентстве и сегодняшний диалог нам очень нужны для того, чтобы мы реально рассмотрели те проблемы, которые на сегодня есть не только в лесопромышленном комплексе, но и в смежных областях, малом и среднем бизнесе для того, чтобы определить конкретные пути и меры для их преодоления. Тем более, что к руководству лесной отраслью пришла новая команда, которой предстоит действовать с чистого листа и в непростых условиях.

 

Президент ассоциации мебельных деревообрабатывающих предприятий и организаций Украины «Мебельдеревпром» Сергей Сагаль в докладе: «Анализ потенциала деревообрабатывающего сегмента лесного сектора Украины и выявление факторов, тормозящих его инновационное развитие» сделал анализ концепций государственной промышленной политики в части развития деревообрабатывающего сектора экономики страны. Привел результаты детального исследования механизмов реализации необработанной древесины. Проанализировал условия ведения внешнеэкономической деятельности в Украине и соседних странах. Привел данные по объемам экспорта и импорта изделий из древесины и мебели в натуральном и денежном выражении. Проанализировал объемы экспорта необработанной древесины и варианты эффективности использования лесных ресурсов в Украине. Определил факторы, сдерживающие дальнейшее развитие деревообрабатывающего сегмента производства. Предложил комплекс мероприятий в план действий по улучшению ситуации в отрасли.
Читать (скачать) текст доклада:

 

 

 

Аналіз потенціалу лісового сектору України

 

Директор деревообрабатывающего предприятия ООО «Ванеса» в докладе «Первоочередные меры по совершенствованию правил торговли круглым лесом на лесном рынке Украины» отметил, что в последнее время в сфере торговли круглыми лесоматериалами в Украине мы наблюдали возврат к прежней распределительной системе, замаскированной под инновационную форму аукционной торговли древесиной на внутреннем рынке. При этом внешняя торговля по-прежнему регулируется в централизованном и плановом порядке, т.е. в ручном режиме и к тому же она находится в тени. Но поскольку внутренняя и внешняя торговля взаимосвязаны между собой как системы сообщающихся сосудов, то увеличение объема реализации древесины на экспорт уменьшает те же объемы реализации на внутреннем рынке, что создает нестабильность для внутреннего производства в деревообрабатывающей отрасли и вызывает искусственный рост цен на круглые лесоматериалы. Чтобы исправить это положение не требуется каких-либо материальных затрат, для этого достаточно лишь одних организационных мероприятий – изменить действующие правила торговли. А ввод их в действие ведомственным приказом значительно упрощает и ускоряет правовую процедуру их принятия.
Читать (скачать) текст доклада:

Первоочередные_меры_по_совершенствованию_правил_торговли
_круглым_лесом в Украине

Директор Ассоциации деревообрабатывающих предприятий Прикарпатья Игорь Соболевский считает, что экспорт круглой древесины – зло. Но с 2006 г. экспорт ежегодно увеличивается на фоне закрытия предприятий, которые в свою очередь ликвидируются из-за отсутствия сырья. С каждым вагоном экспортированной древесины из страны вывозится несколько тысяч гривен налогов и нескольку десятков рабочих мест. Если лесхозы будут продолжать экспортировать круглый лес, то продолжится политика, благодаря которой за последние 3 года только на территории Ивано-Франковской области было закрыто 2 тыс. предприятий. Необходимо отказаться от экспорта древесины, начать заключать долгосрочные прямые договора на поставку лесоматериалов, чтобы инвесторы были уверены в завтрашнем дне. В первую очередь благоприятные условия нужно создавать для предприятий с глубокой переработкой древесины как обеспечивающих более высокую добавленную стоимость.

Генеральный директор Ассоциации «Союз Бирж Украины» Борис Беренштейн отметил, что существующие правила биржевой торговли не в полной мере отвечают требованиям современного лесного рынка. Но биржи Украины уже готовы внести необходимые изменения в существующие правила торговли круглыми лесоматериалами. Это и электронные торги, заключение долгосрочных биржевых договоров. Биржи готовы рассмотреть любые предложения как продавцов, так и покупателей с целью дальнейшего совершенствования торговли лесом

 

Эксперт программы ФЛЕГ-2, главный редактор портала «Український лісовод» Михаил Попков считает, что первоочередной задачей по наведению порядка в лесной отрясли является борьба с коррупцией и ликвидация всех действовавших до недавнего времени схем. Он, в частности, сказал, что в 2013 г. Украина экспортировала пиломатериалов на 560 тыс. м3 больше, чем произвела за этот же период. Это свидетельствует о том, что у нас в тени громадное количество лесопиления и это проблема, которую нужно решать. Он также отметил, что до недавнего времени была установлена четкая такса за «маркетинговые услуги»: 8 USD/м3 – для хвойного пиловочника, 6 USD/м3 для балансов, 4 USD/м3 – для дров и т.д. Эта плата взымалась с импортеров за воможность работы на украинском лесном рынке и оседала она на частных оффшорных счетах. Хотелось бы, чтобы это не возобновилось с приходом новой власти.
Читать (скачать) текст доклада:

Попков_проблемы_рынка

В ходе круглого стола его участниками были выдвинуты ряд предложений

Одним из наиболее конкретных предложений участников мероприятия стало создание рабочей группы при Гослесагенстве с целью урегулировать самые болезненные на сегодня вопросы в лесоторговле и обеспечении сырьем промышленности. В частности, выработка формулы для определения стартовых цен на лес при формировании аукционных лотов.

Были предложены и другие меры для совершенствования правил торговли круглым лесом в Украине в рамках действующего законодательства, а также предложения по его усовершенствованию. В числе предлагаемых новаций:

— положение о проведении аукционной формы торговли круглым лесом для экспортеров;
— возможность потребителям заключать биржевые договора не только на квартал, но и на больший период (год и более);
— аукционные торги для экспортеров проводить в Киеве в конце года после проведения внутренних аукционов.

Среди радикальных было высказано предложение реализовать рекомендации первого этапа программы ФЛЕГ и в конце-концов разделить функции Гослесагенства, которое сегодня по-прежнему сочетает политичиеские, контролирующие и хозяйственные функции. Создав, например, по польскому образцу, государственный холдинг и оставив за собой лишь координацию и формирование лесной политики, Гослесагентство выступало бы посредником между бизнесом и лесоводами, избежав и соблазна, и обвинений в коррупционных действиях, которые (заслуженно или нет – вопрос не данного круглого стола) – высказывались и высказываются многими участниками лесных отношений.

Также речь шла о том, чтобы предусмотреть внедрение интернет-торговли круглым лесом на портале Гослесагентства, проведение аукционных торгов по реализации высокосортной древесины непосредственно лесхозами на своих складах, усилении гласности и общественного контроля за лесным сектором экономики Украины.

Внедрение рекомендаций круглого стола и результатов работы Программы ФЛЕГ в этом направлении в целом позволит оздоровить обстановку в сфере торговли лесом, уменьшить коррупционные риски, особенно в экспортной торговле лесом.

Следует также ожидать решение проблемы обеспечения отечественного производителя древесным сырьем в полном объеме его потребностей и в первую очередь. Так удастся помочь оживлению деревообрабатывающего сектора экономики Украины; расширить базу налогообложения и, соответственно, увеличить сбор налогов как в местный, так и государственный бюджеты; улучшит инвестиционную привлекательность деревообрабатывающей отрасли.

«На повестке дня – вопрос стратегического реформирования подходов к организации деревообработки и лесного хозяйства в стране. Отдельно друг от друга они не выживут. Конфронтации тут быть не должно», — отметил Национальный координатор программы ФЛЕГ-2 ( ЕИСП / Восток), первый заместитель председателя Госсельхозинспекции Юрий Марчук.

«Тех подходов в обеспечении украинских деревообрабатывающих предприятий, которые вызывали справедливую критику, которые практиковало прежнее руководство агентства, мы больше не допустим, — заявил заместитель председателя Гослесагентства Украины Виталий Атаманчук. – Предприятия, работающие в Украине получат все возможности для обеспечения сырьем. Мы открыты для предложений бизнеса и общественности и готовы вместе разрабатывать необходимые нормативные документы».
Круглый стол свою работу закончил, но обсуждение поднятых на нем вопросов продолжается. Тем более, что в настоящее время идет разработка проекта «Положения о торговле круглым лесом». Все пожелания и предложения будут учтены еще на стадии его разработки. Проект нового положения будет размещен на сайте Гослесагентства. Свои предложения вы можете направить непосредственно в адрес Гослесагентства pererobka@dklg.gov.ua